Наверх
AAA


Новости ГИА

2017-2018 учебный год


07.02.2018

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по истории

Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающий контрольные измерительные материалы (КИМ) для участников ЕГЭ, подготовили новую серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждет на экзаменах. Что представляет из себя экзаменационная работа по тому или иному предмету? Какие задания могут встретиться участникам ЕГЭ? На что нужно обратить внимание, готовясь к экзамену? Как избежать обидных ошибок и на чем сосредоточиться, выполняя экзаменационную работу? Открывает серию публикаций о ЕГЭ-2018 рассказ о предмете по выбору – истории.

Единый государственный экзамен по истории является экзаменом по выбору. Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие.

Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается.

Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведённой точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения.

В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времён до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/). Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11.

В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме.

Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексных характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие.

В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развёрнутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развёрнутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трёх периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду.

Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте.

При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразумевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что, чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения.

При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью данного факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения.

При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») приняты критериям оценивания не будут, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»).

При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку.

Успешная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по истории невозможна без усвоения знаний по истории: фактов, событий, явлений, исторических личностей, важнейших причинно-следственных связей. Необходимо учесть, что на эффективность запоминания материала огромное влияние оказывает наличие у выпускника интереса к изучению истории. Если выпускнику интересна история, то, несомненно, он сможет подготовиться к экзамену более успешно, чем тот выпускник, который учит предмет исключительно ради поступления в вуз. Хорошо сдаст экзамен тот, кто любит историю и учит ее!

Желаем успеха на экзамене!


01.02.2018

В Мурманской области пройдет апробация новых технологий проведения ЕГЭ

Апробация проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) с применением технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) и перевода бланков ответов участников в электронный вид пройдет 2 февраля.

В тренировочном мероприятии, которое начнется в 10 утра, будут задействованы 8 ППЭ из городов Мурманск и Кировск, Кандалакшского, Кольского, Ловозерского и Печенгского районов, ЗАТО г. Островной. В нем примут участие 62 организатора, 12 технических специалистов, 21 член государственной экзаменационной комиссии, а также почти 170 обучающихся 11 классов, которым будет предоставлена возможность выполнить экзаменационные задания по русскому языку.

Технология печати контрольных измерительных материалов (КИМ) непосредственно в экзаменационных пунктах была впервые использована на ЕГЭ в 2014 году для организации экзаменов в ППЭ, которые располагаются в труднодоступных и отдаленных местностях. В дальнейшем она была усовершенствована, а ее применение распространено на все ППЭ. Во время основного периода ЕГЭ 2017 года экзамены с использованием технологии печати КИМ в аудиториях были проведены во всех ППЭ Мурманской области.

В 2018 году будут печататься не только КИМ, а полный комплект экзаменационных материалов для участников ЕГЭ, включая бланки. Это позволит еще больше повысить информационную безопасность ЕГЭ, сократить возможность влияния человеческого фактора, сэкономит средства на доставку экзаменационных материалов на места, снизит нагрузку на организаторов экзаменов.

Печать полного комплекта для одного участника ЕГЭ займет от 20 до 30 секунд. В среднем печать полных комплектов в аудитории из 15 человек будет занимать 10-12 минут.

Также в 2018 году во всех ППЭ будет продолжено использование технологии сканирования работ участников ЕГЭ в штабе ППЭ после завершения экзамена. Использование данной технологии позволяет сократить время первичной обработки бланков на региональном уровне.

Целью тренировочного мероприятия, которое пройдет 2 февраля, является проверка организационных и технологических решений, использующихся при проведении экзамена.

В рамках тренировки будут отработаны формирование заказа полного комплекта экзаменационных материалов для ППЭ, подготовка экзаменационных материалов, их производство и запись на электронные носители, проведение сбора, планирования и рассадки участников в информационной системе. В ППЭ будет проведена тренировка печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудитории, сканирования бланков регистрации и бланков ответов участников ЕГЭ, защищенной передачи бланков участников ЕГЭ в электронном виде из ППЭ в региональные центры обработки информации.

Апробация также будет включать обработку и проверку предметными комиссиями результатов участников на региональном и федеральном уровне.


31.01.2018

Приём заявлений на участие в ЕГЭ-2018 завершается 1 февраля

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что 1 февраля завершается сбор заявлений на участие в ЕГЭ 2018 года. Выпускники школ текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту учебы.

Выпускники прошлых лет должны подать заявление в места регистрации на сдачу ЕГЭ (утверждены приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 29.09.2017 № 1523).

После 1 февраля заявления на участие в ЕГЭ принимается только по решению государственной экзаменационной комиссии Мурманской области при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.

В 2018 году досрочный период ЕГЭ пройдет с 21 марта по 11 апреля, основной – с 28 мая по 2 июля. Выпускники прошлых лет имеют право сдать ЕГЭ в досрочный период или в резервные дни основного периода. Срок сдачи ЕГЭ выбирается такими участниками самостоятельно.

Участие выпускников прошлых лет в основной период проведения ЕГЭ (с 28 мая по 20 июня 2018 года) допускается только при наличии у них уважительных причин, подтвержденных документально, и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.


18.01.2018

Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2018

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что заявление на участие в ЕГЭ 2018 года необходимо подать до 1 февраля (включительно). В заявлении должны быть перечислены предметы, по которым участник планирует сдавать ЕГЭ.

В заявлении можно указать любое количество предметов. Два экзамена – русский язык и математика – являются обязательными для выпускников текущего года. Успешная сдача этих предметов необходима для получения аттестата о среднем общем образовании.

Остальные предметы сдаются участниками по их выбору и необходимы в первую очередь тем, кто желает продолжить обучение в вузе. Выбор должен быть основан на том, по какой специальности или направлению подготовки намерен продолжить обучение участник ЕГЭ и какие предметы будут засчитываться вузом в качестве вступительных испытаний в каждом конкретном случае. Перед подачей заявления следует ознакомиться с этой информацией на сайтах выбранных вузов.

Выпускники школ текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту учебы. Выпускники прошлых лет должны подать заявление в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определяемые органами управления образованием субъекта Российской Федерации.

Заявления подаются обучающимися, выпускниками прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Обучающиеся и выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления должны предъявить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники-инвалиды и дети-инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления предъявляют справку из своей образовательной организации, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году. Оригинал справки для обучающихся в иностранных образовательных организациях предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

После 1 февраля заявление на участие в ЕГЭ принимается по решению государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и не позднее чем за две недели до начала экзаменов.

В 2018 году досрочный период ЕГЭ пройдет с 21 марта по 11 апреля, основной – с 28 мая по 2 июля.


15.12.2017

Утверждено расписание государственной итоговой аттестации 2018 года

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы приказы Минобрнауки России, утверждающие расписание проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2018 году.

Итоговые экзамены в 2018 году традиционно пройдут в три этапа: досрочный, основной и дополнительный (сентябрьский).

Досрочный этап ЕГЭ в 2018 году состоится с 21 марта по 11 апреля, основной – с 28 мая по 2 июля и дополнительный (сентябрьский) – с 4 по 15 сентября. Досрочный и основной этапы ЕГЭ в 2018 году начнутся с экзаменов по географии и информатике и ИКТ.

Выпускники 2018 года, получившие неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов на ГИА в резервный день, получат возможность участвовать в ГИА по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный (сентябрьский) период – с 4 по 15 сентября 2018 года.

ОГЭ для выпускников 9-х классов в 2018 году также пройдет в три этапа: досрочный – с 20 апреля по 8 мая, основной – с 25 мая по 29 июня и дополнительный (сентябрьский) – с 4 по 22 сентября.

Как и в прошлом году, в 2018 году в расписании, наряду с резервными днями для проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, предусмотрен дополнительный резервный день для экзаменов по всем учебным предметам.


28.11.2017

О ЕГЭ предметно

Рособрнадзор и Общественное телевидение России запустили новый цикл совместных передач «О ЕГЭ предметно».

В рамках выпусков цикла телепередач специалисты Рособрнадзора, руководители и члены Федеральных комиссий по разработке КИМ ЕГЭ расскажут об организации ЕГЭ-2018, изменениях в экзаменационных заданиях, дадут рекомендации, как лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по различным предметам, а также ответят на вопросы телезрителей.

Опубликованы следующие выпуски:
Ближайшие цели единого госэкзамена;
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике и ИКТ;
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию;
Как подготовиться к ЕГЭ по математике.


21.11.2017

21 ноября 2017 года – последний день подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении)

21 ноября 2017 года – последний день подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении), которое состоится 6 декабря 2017 года. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. Написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года.

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. Заявление на участие в написании сочинения подается не позднее чем за две недели до начала его проведения. Обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы (выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования пишут сочинение по желанию для представления его результатов при поступлении в вузы.

Обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы (выпускники прошлых лет), подают заявления не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения в МУ "Информационно-методический центр" (ул. Мира, д. 38, 2 этаж, каб. 5) в рабочие дни с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.

Результат итогового сочинения действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата. При повторном участии в написании итогового сочинения предыдущий результат итогового сочинения аннулируется.

Итоговое сочинение выявляет уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения — проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Время написания итогового сочинения – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость и трусость»
«Человек и общество»

Сами темы сочинений станут известны участникам за 15 минут до начала экзамена. Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Проверяют сочинения (изложения) территориальные предметные комиссии, созданные на муниципальном уровне. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и будут допущены только выпускники, получившие «зачет».

Выпускники текущего года при получении «незачета» могут пересдать итоговое сочинение (изложение) не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) (7 февраля 2018 года, 16 мая 2018 года).


13.11.2017

Глава Рособрнадзора пообщался со студентами-стобалльниками ЕГЭ, собравшимися на образовательный конвент в Санкт-Петербурге

Порядка двухсот студентов, получивших 100 баллов на ЕГЭ, из разных регионов России продолжили работу в рамках трёхдневного образовательного конвента «100-балльники - Российские интеллектуальные ресурсы» в Санкт-Петербурге. Своё приветствие участникам конвента направил президент Российской Федерации Владимир Путин.

«Все участники форума убедительно проявили свой интеллектуальный потенциал и исключительное трудолюбие, сумев заработать максимальный балл на едином государственном экзамене. Это действительно ваше большое, значимое личное достижение. И конечно отрадно, что вы представляете разные регионы России, своим примером доказывая, что качественное образование можно получить во всех уголках нашей огромной страны. Главное – настойчивость и стремление к знаниям», - отметил президент.

Он пожелал участникам конверта интересного и плодотворного общения, открыть новые возможности и пути применения своих талантов, реализации перспективных идей и проектов.

В ходе телемоста из Ситуационно-информационного центра Рособрнадзора со стобалльниками пообщался заместитель министра образования и науки РФ - руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

«Мы создали клуб стобалльников, чтобы объединить вас и поддержать. Мы рассчитываем на вашу помощь в реализации проектов, которые помогут улучшить систему образования, экономику и развивать нашу страну», - заявил Сергей Кравцов.

Он ответил на вопросы студентов о дальнейшем развитии системы ЕГЭ и высшего образования, олимпиадах школьников. По словам Сергея Кравцова, всероссийские проверочные работы не заменят ЕГЭ в качестве итоговой аттестации для выпускников школ. А в ЕГЭ по литературе планируется полностью исключить задания с выбором ответа и оставить только задания, для выполнения которых участникам экзамена потребуется применить творческий подход и умение излагать свою точку зрения. Несколько вопросов, заданных стобалльниками, касались проведения олимпиад школьников. По словам Сергея Кравцова, в настоящее время в Минобрнауки РФ создана комиссия, которая анализирует практику проведения олимпиад, чтобы усовершенствовать имеющуюся практику их проведения.

Участники встречи обменялись мнениями о дальнейших перспективах развития системы образования в России. «Система образования сложна и многогранна. Здесь не нужно поспешных решений, любые вопросы нужно обсуждать и анализировать», - подчеркнул Сергей Кравцов.

В ходе работы конвента его участники презентовали свои проекты и получили рекомендации и комментарии от специалистов-практиков, имеющих большой опыт реализации бизнес-проектов, в том числе от представителей крупных российских компаний.


13.11.2017

Владимир Путин направил приветственное послание участникам конвента "100-балльники - Российские интеллектуальные ресурсы"

Президент Российской Федерации Владимир Путин приветствовал студентов, собравшихся в Санкт-Петербурге на образовательный конвент "100-балльники - Российские интеллектуальные ресурсы".

Президент пожелал молодым талантам успехов и выразил надежду, что "форум послужит площадкой для интересного, плодотворного общения, позволит встретиться с будущими работодателями и определить траектории для профессионального роста".

Конвент проходит для 200 студентов, сдавших в 2014-2017 годах единый государственный экзамен по одному или нескольким предметам на 100 баллов и прошедших конкурсный отбор.

Основная цель Конвента - выявление, поддержка и содействие дальнейшему трудоустройству молодых талантов в Российской Федерации.

Организаторы Конвента – Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна, Правительство Санкт-Петербурга при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - подготовили насыщенную программу для участников.

В течение трех дней молодые таланты познакомятся с национальным клубом «Российские интеллектуальные ресурсы», его структурой, направлениями деятельности и мероприятиями.

В рамках стратегической сессии «Моя инновационная идея» каждый сможет презентовать подготовленный проект по одному из четырех направлении Конвента: «Экономика», «Общество», «Коммуникации», «Технологии».

О бизнес-инкубаторах, определяющих факторах профессионального развития, профессиональной студенческой олимпиаде, визуальных техниках личной эффективности расскажут ведущие специалисты данных направлений.

С участниками форума встретятся заинтересованные в молодых кадрах представители коммерческих компаний, государственного сектора и представители ВУЗов.

Итоги конвента подведут 11 ноября: каждый участник разработает свой индивидуальный план развития и представит его на открытии национального клуба «Российские интеллектуальные ресурсы» в г. Санкт-Петербурге.

Ссылка на послание В. Путина http://kremlin.ru/events/president/letters/56036


08.11.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4" г.Оленегорска с подведомственной территорией примет участие в апробации технологического решения для проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе 20 ноября 2017 года.


25.10.2017
Популярные вопросы по итогам Всероссийской встречи главы Рособрнадзора с родителями


25.10.2017

Известия – Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов – о результатах ЕГЭ-2017 и перспективах на следующий год

Система строгого контроля на едином госэкзамене привела к тому, что уровень подготовки выпускников ощутимо вырос, а ректоры наконец перестали жаловаться на первокурсников. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Со следующего года ведомство направит основные усилия на то, чтобы добиться объективных результатов олимпиад и справедливой выдачи медалей выпускникам. А список школ, где не совсем честно проводят аттестацию в девятых классах, появится в открытом доступе.

– Какие выводы позволяют сделать итоги экзаменационной кампании 2017 года?

– В этом году не было скандалов, утечек. Мы добились максимально честных результатов. Главный вывод – когда экзамен проходит объективно, растет качество образования. Мы видим, что повышаются средние баллы по разным предметам. В этом году впервые 23 человека набрали 300 баллов по трем предметам. В регионах Северо-Кавказского федерального округа стало в три раза меньше неуспевающих школьников. Всего в России не прошли аттестацию с учетом сентябрьских сроков 4265 выпускников 11-х классов, это 0,7% от общего числа.

Изменился уровень первокурсников. Об этом мне говорят сейчас ректоры – контингент стал совсем другой. Сегодня он, условно говоря, такой же по уровню, как в Советском Союзе.

Когда все школьники находятся в равных условиях, меняется и их мотивация: не списать, не договориться, а показать свои реальные результаты.

В этом году не было тестовой части ни в одном из предметов за исключением иностранного языка. Сегодня экзамен максимально позволяет оценить творческие способности школьников и их общее развитие. Это уже не «угадайка». Это тот же самый письменный экзамен, который когда-то сдавали сегодняшние взрослые. Но который при этом проходит объективно и позволяет каждому школьнику, где бы он ни проживал, показать свои результаты и поступить в вуз.

– Когда ЕГЭ только внедряли, тестовая часть была основной мишенью критики. Теперь этот вопрос снят, но голоса за отмену такой формы аттестации еще звучат. Чем сейчас недовольны ваши оппоненты?

– Некоторая критика остается в связи с так называемым натаскиванием на ЕГЭ, то есть ориентацией школьников только на предметы, по которым им предстоит сдавать экзамен. Поэтому мы и ввели в прошлом году Всероссийские проверочные работы для одиннадцатиклассников – чтобы оценивались не только предметы, которые сдаются в форме ЕГЭ. Если школьник выбирает для сдачи ЕГЭ предметы по естественно-научному профилю, он всё равно должен знать историю России, географию, литературу. Точно так же и гуманитарий должен знать на базовом уровне физику, химию и биологию.

– Какие изменения в процедуре аттестации могут произойти в 2018 году?

– В следующем году мы будем больше использовать технологию печати и сканирования материалов непосредственно в пункте проведения экзамена (ППЭ). Она позволяет освободить учителей от обязанности доставлять задания в ППЭ. Их распечатывают прямо в присутствии школьников. После экзамена результаты сканируются и загружаются в «облако». Потом в них уже нельзя внести никаких изменений, только проверить и оценить.

В прошлом году мы 25% работ проверяли не в том регионе, где они были написаны. В следующем мы планируем достичь показателя 50%. Так мы полностью исключим любое вмешательство в результаты экзамена.

– С чем возникли сложности у выпускников на экзамене?

– Как и в предыдущие годы, главной проблемой для них стали задания на применение полученных знаний в практических ситуациях, на аргументацию, объяснение своей позиции по предложенному вопросу.

– Контроль за проведением экзамена стал так строг, что, казалось бы, дальше некуда. Но всегда есть желающие его обойти...

– По-прежнему бывают случаи, когда школьники проносят телефоны либо шпаргалки, и мы удаляем ребят с экзаменов. В этом году до входа в экзаменационные пункты с помощью рамок и металлоискателей мы обнаружили около 3 тыс. мобильных телефонов. Помимо «традиционных» методов списывания, пытаются использовать и современные технологии: «умные» часы, микронаушники, микрокамеры и т.д.

– На чем вы считаете нужным сосредоточиться в 2018 году?

– Необъективность теперь проявляется в других процедурах, и навести там порядок – следующий этап нашей работы. Есть проблемы с олимпиадами, которые проводят вузы. Не всегда заслуженно получают медали выпускники 11-х классов.

Этим летом мы объявили о неестественно большом числе медалистов в некоторых регионах. В большинстве из них провели проверки, убедились, что многие медали выдавали незаслуженно.

Мы обсуждали эту ситуацию на общественном совете, и один из его членов вспоминал, что раньше комиссия по медалям смотрела не только итоговые оценки, но и полученные за весь период обучения. Надо обсудить эту идею, возможно, к этой практике стоит вернуться.

Мы не должны допустить повторения скандальной ситуации в Адыгее (когда медалистка публично обвинила свою одноклассницу в том, что та получила медаль благодаря влиятельной родственнице. – «Известия»). Несправедливость и необъективность раздражает и демотивирует тех, кто хочет учиться.

– Как обстоят дела с государственной итоговой аттестацией в девятых классах? Она проходит объективно?

– Ответственность за проведение процедуры возложена на регионы. И, к сожалению, бывают необъективные результаты. Это, в свою очередь, влияет на проведение ЕГЭ. Когда школьнику помогают в девятом классе и он с низкими результатами получает высокие оценки, то потом – и мы это проверяли – он пытается списать на ЕГЭ в 11-м. Кстати, и нервное напряжение в период сдачи ЕГЭ больше всего испытывают не те, кто хорошо подготовлен, а школьники, которые не самым честным образом получили хорошие результаты на ГИА-9.

Этим летом мы выбирали в каждом регионе два-три муниципалитета, где в позапрошлом году были самые высокие результаты ГИА в девятых классах, и контролировали их. И увидели, что результаты необъективны.

Некоторые регионы в этом году впервые провели государственную итоговую аттестацию после девятого класса максимально объективно. В итоге им пришлось снижать минимальные пороги по отдельным предметам практически в два раза, чтобы дети не остались без аттестатов, – настолько там упал уровень образования из-за того, что в прошлые годы не было объективных результатов.

Мы также начинали с республиками Северо-Кавказского федерального округа, когда в 2014 году после впервые проведенного честно ЕГЭ средний балл по русскому языку там составил 36 баллов. В 2013 году этот показатель равнялся 72 баллам. Мы узнали реальный уровень учеников, начали с этим работать, и в итоге нам удалось, как я уже говорил, в три раза снизить количество ребят, не преодолевших минимальный порог.

В следующем году я планирую опубликовать список школ, которые, по нашему мнению, необъективно проводят итоговую аттестацию в девятых классах и всероссийские проверочные работы. В прошлом году примерно 50% школ показало необъективные результаты всероссийских проверочных работ. В этом году показатель чуть лучше – 40% – но всё равно заставляет задуматься.

– Вы упомянули о том, что проведением ГИА в девятых классах занимаются местные власти. Но ведь они, очевидно, заинтересованы в высоких результатах региона. Как вы видите решение этой проблемы?

– Есть такой парадокс: желание иметь лучшие результаты в регионе приводит к их фальсификации. Мы всегда говорим, что не надо сравнивать регионы, школы и учителей по результатам оценочных процедур. Неслучайно из указа президента исключен показатель ЕГЭ как критерий оценки губернаторов.

Наказывать школы за низкие результаты неправильно. Нужно сначала разобраться в причинах, предложить помощь. Может быть, 50–60 баллов – хороший средний результат для конкретной школы? А вот если школа не выполняет рекомендации, тогда можно принять административные меры.
Мы добиваемся объективных результатов на всех этапах не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы учителя и методисты могли вовремя устранять выявленные у школьников пробелы в знаниях и максимально поддерживать их мотивацию к обучению.

– В 2022 году планируется сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным. У школ хватит ресурсов, чтобы выполнить эту задачу? Успеют ли подготовиться?

– Действительно, у школ есть проблемы с ресурсами. Но их не решить, если мы будем отодвигать сроки. Так что вопрос о том, чтобы не вводить ЕГЭ по иностранному языку в качестве обязательного, не стоит. После окончания школы молодые люди должны владеть иностранным языком хотя бы на бытовом уровне.

В 2020 году мы проведем национальное исследование и разработаем экзаменационные материалы в соответствии с выявленным уровнем школьников. При необходимости мы потом сможем его повысить. Но с чего-то надо начинать.


23.10.2017

Специалисты ФИПИ расскажут, как подготовиться к ЕГЭ-2018

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Общественное телевидение России вновь запускают цикл передач «О ЕГЭ предметно».

В этом году в 13 выпусках специалисты Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и, впервые, школьные учителя, расскажут о том, как лучше подготовиться к успешной сдачи единого государственного экзамена, на что обратить внимание при выполнении заданий, какие типичные ошибки встречаются у выпускников, что нового в экзаменационных заданиях и ответят на вопросы телезрителей.

«Совместный проект, который мы впервые запустили два года назад, был встречен с большим интересом и показал востребованность у выпускников, родителей и учителей. Подобные форматы позволяют из первых уст узнать, каким будет единый государственный экзамен в текущем году, как с точки зрения организации, так и содержания экзаменационных материалов. Мы благодарны ОТР за то, что и в этом году совместными усилиями мы поможем успешно сдать экзамены российским выпускникам», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году «О ЕГЭ предметно» будет выходить в прямом эфире по понедельникам в 17.30. Первый эфир запланирован на 23 октября, в нем примет участие начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский, который расскажет об организации и применении новых технологий на ЕГЭ-2018.

Записи вышедших эфиров «О ЕГЭ предметно» как этого, так и предыдущих лет можно найти на Youtube-канале Рособрнадзора.

19.10.2017

Путин: ЕГЭ себя во многом оправдал

Президент России Владимир Путин считает, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в России во многом себя оправдал, но такой способ проверки знаний не лишен проблем.

«У нас много споров. Действительно, этот способ выявления знаний [ЕГЭ] себя во многом оправдал, но много и проблем возникает», — сказал глава государства, выступая в ходе заключительной дискуссии заседания клуба «Валдай».

Российский лидер отметил, что «всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества», оно не должно быть «конвейерным».

В начале октября портал iz.ru писал, что Путин поддержал инициативу прибавлять к результатам ЕГЭ до 25 баллов за портфолио достижений учащегося.


* * * Архив* * *

2016/2017 учебный год